ГлавнаяПубликацииСтатьи → Успехи и проблемы в практике взаимодействия Управления Росреестра по Новосибирской области и Филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Новосибирской области при проведении государственной регистрации прав на объекты капитального строительства



Успехи и проблемы в практике взаимодействия Управления Росреестра по Новосибирской области и Филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Новосибирской области при проведении государственной регистрации прав на объекты капитального строительства

14.08.2013
Успехи и проблемы в практике взаимодействия Управления Росреестра по Новосибирской области и Филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Новосибирской области при проведении государственной регистрации прав на объекты капитального строительства

За последние месяцы в Новосибирской области была налажена система взаимодействия между Управлением Росреестра по Новосибирской области (Управление) и Филиалом ФГБУ ФКП Росреестра по Новосибирской области (Палата). В настоящей статье автор изложит положительные стороны, успехи, которых удалось достичь в указанный период, а также проблемы, возникающие при получении сведений из Палаты об объектах капитального строительства.

 

 Прежде всего, следует отметить то, что система взаимодействия была преобразована из бумажной в электронную. При бумажном взаимодействии значительное время тратилось на пересылку и доставку запросов и ответов, в том числе внутри ведомства. В среднем времени на весь этап, начиная от подготовки запроса, передачи курьеру или почтой, и заканчивая направлением ответа, получением и регистрации ответа, приобщения к делу правоустанавливающих документов, затрачивалось от 7 до 14 дней.

 

 Переход на электронную систему взаимодействия позволил настолько существенно сократить сроки документооборота, что время, затрачиваемое на взаимодействие, начиная от подготовки запроса, до получения на него ответа и приобщения его к делу правоустанавливающих документов, сократилось до 1-3 дней. Это, в свою очередь, сказалось на повышении качества и эффективности оказываемых государственных услуг по государственной регистрации прав Управлением.

 

 Взаимодействие осуществляется посредством программного комплекса «Прием и выдача документов» (ПК ПВД), направляемые документы (кадастровые паспорта и иные документы) подписываются электронной цифровой подписью (ЭЦП) сотрудника Палаты.

 

 Итак, первый случай, когда для проведения государственной регистрации в целях описания объекта недвижимости необходимо наличие кадастрового паспорта объекта недвижимости – это регистрация прав на ранее учтенные объекты недвижимости (внесенные в Единый государственный реестр объектов капитального строительства до 01.04.2012г.). Сведения об описании таких объектах должны были быть переданы органами, осуществлявшими технический учет и инвентаризацию, в Палату. Следовательно, представлять кадастровые паспорта по таким объектам заявителю, в соответствии с пунктом 11 статьи 33 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав), нет необходимости. Управление самостоятельно направляет электронный запрос о представлении кадастрового паспорта. Ответы на такие запросы в электронном виде с приложенными кадастровыми паспортами, подписанными ЭЦП, поступают в течение 1-5 дней. Такой ответ приобщается к делу правоустанавливающих документов посредством присоединения электронного образа кадастрового паспорта с ЭЦП в книгу учета входящих документов как прием дополнительных документов. Указанный электронный образ кадастрового паспорта может быть в любое время открыт сотрудником Управления, осуществляющим работу с данным объектом недвижимости, как то внесение сведений в ЕГРП, формирование описи дела правоустанавливающих документов и прочее.

 

Активно практикуется работа по направлению государственными регистраторами заявлений в Палату об исправлении технических ошибок в представленных кадастровых паспортах.

 

 Механизм направления таких запросов аналогичен описанному выше. Заявление направляется в электронном виде посредством ПК ПВД. При необходимости к заявлению приобщаются электронные образы документов, подтверждающих факт наличия технической ошибки, копии которых заверяются ЭЦП сотрудника Управления. На такие заявления Палата направляет в электронном виде кадастровые паспорта, содержащие исправления допущенных технических ошибок, либо уведомления об отказе в исправлении технической ошибки, также подписанные ЭЦП.

 

На данный тип взаимодействия фактически требуется 5 рабочих дней.

 

 Это, несомненно, избавляет заявителя от необходимости принимать участие в процедуре исправления ошибок в документах, допущенных, в том числе, государственными органами, и существенно сказывается на имидже Управления и Палаты.

 

 Кроме того это способствует унификации в содержательной части описания объектов недвижимости в данных ГКН и ЕГРП, что в свою очередь может положительно отразиться при гармонизации и верификации данных и снизит процент расхождения в данных.

 

 Еще одна форма взаимодействия, набирающая обороты после 01 января 2013 года – это одновременное представление в Управление документов на государственную регистрацию прав на объект капитального строительства и на государственный кадастровый учет данного объекта.

 

 В таком случае, заявителем вместе с заявлением о государственной регистрации прав, подается заявление о государственном кадастровом учете с приложением технического плана объекта капитального строительства, в том числе в электронном виде. Специалист Управления, осуществляющий прием документов, передает соответственно заявление о государственном кадастровом учете в Палату, а заявление о государственной регистрации прав – государственному регистратору Управления.

 

 После постановки объекта капитального строительства на государственный кадастровый учет сотрудником Палаты направляется в Управление кадастровый паспорт объекта, после чего осуществляется государственная регистрация прав. Срок государственной регистрации в таком случае начинает течь, в соответствии с Законом о регистрации прав, со дня внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о данном объекте.

 

 Внедрение данной процедуры позволяет на практике реально реализовать принцип «Единого окна» в дословной его интерпретации. Заявителю не требуется посещать две инстанции (Палата и Управление), обходясь в таком случае только одной – Управлением.

 

Теперь обратим внимание на проблемы, которые возникают при работе с кадастровыми паспортами, подготовленными Палатой.

 

Прежде всего, это касается содержания кадастровых паспортов и указания всех сведений, необходимых для проведения государственной регистрации.

 

 На объекты недвижимости, поставленные на кадастровый учет после 1 апреля 2012 года, в кадастровых паспортах не заполняются графы: «Наименование», «Литера», в отношении незавершенных строительством объектов не заполняется графа «степень готовности объекта незавершенного строительства».

 

В отношении ранее учтенных объектов недвижимости в графе «Литера» указываются литеры в том числе служебных строений, не имеющих отношения к данному объекту недвижимости.

 

 Графа «Адрес (местоположение)» заполняется не с учетом официально присвоенного адреса в соответствующих специально предназначенных для этого графах, а весь адрес указывается в графе «Иное описание местоположения».

 

 Указанные технические ошибки имеют массовый характер, причем некоторые из перечисленных технических ошибок исправляются при взаимодействии Управления и Палаты, а по некоторым направляется уведомление об отказе в исправлении технической ошибки. Зачастую это происходит по причине того, что форма технического плана не содержит информации, подлежащей включению в кадастровый паспорт и предусмотренной соответствующей формой, установленной Приказом Минюста РФ от 18.02.2008 N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка".

 

 Подводя итог, следует отметить, что практика внедрения электронного взаимодействия между Управлением и Палатой позволяет нам существенно экономить время при оказании государственной услуги по регистрации прав на недвижимое имущество, и его повсеместное внедрение значительно повышает качество государственных услуг. Однако при этом необходимо уделять внимание совместной работе по выявлению и обобщению недостатков в подготавливаемых кадастровых паспортах и недопущению массовых ошибок.

 

Заместитель начальника отдела регистрации прав на объекты недвижимости жилого назначения

Управления Росреестра по Новосибирской области

Алексей Николаевич Фриск

2013г.


Компания: Росреестр


Просмотрено: 2109 раз