Вопрос-ответ
Росреестр Эксперты Росреестра отвечают на Ваши вопросы. Задать вопрос

ГлавнаяИстория недвижимости Новосибирска → Архитектура Новосибирска (Новониколаевска): дореволюционный период

Архитектура Новосибирска (Новониколаевска): дореволюционный период

Крупномасштабный проект строительства Транссибирской магистрали требовал участия большого количества рабочих: около 100 тысяч человек. Строительство дороги привело к резкому росту населения за Уралом, к появлению новых поселков и городов вдоль этой магистрали.

 

В миграцию были вовлечены не только рабочие, но и члены их семей. Около 700 человек поселились в 1893 году в трех поселках вблизи будущего моста через Обь: они стали первыми жителями нашего города. В качестве жилья рабочие сооружали времянки. Для сотрудников железной дороги по типовым проектам строились бараки, полуказармы.

 

В целом  до 1917 года Новониколаевск представлял собой одну большую деревню с преобладанием сельской застройки. Территорию  покрывали в основном избы – пятистенки и шестистенки, бараки, землянки.

 

Преобразование архитектуры малого города началось с появлением купцов, по прогнозам которых Новониколаевск был весьма перспективным местом в плане торговли: в конце века на его территории находилась развилка двух трактов – Барнаульского и Московского, а теперь к ним добавилась железная дорога. Купцы быстро освоились на новом месте – уже в 1894 году здесь началась бойкая торговля. Для ведения дел им требовались дома.

 

Так как свободного строительства на на землях Алтайского горного округа  в ту пору не существовало – вся  земля принадлежала царю – чиновниками была предпринята попытка выселить поселенцев, но от этого быстро отказались и была установлена арендная плата за пользование землей. Было проведено межевание на районы, кварталы, усадьбы, и, исходя из престижности места, установлена плата. Так возникли три части поселения – прообразы районов  города – Центральная, Вокзальная и Закаменская.

 

Самой престижной частью считалась Вокзальная, так как там проживали руководящие работники железной дороги.  Закаменская часть представляла собой  трущобы. Эта часть  города  была местом социального дна: на ее территории располагались притоны и другие злачные места.

 

Отдельно стоит сказать о Центральной части. Эта часть города в конце 19 – начале 20 вв. застраивалась постепенно. Ее главная улица – Николаевский проспект, сейчас это Красный проспект, представляла собой просеку через лес. Вскоре стала застраиваться его правая часть; левая  сторона  проспекта представляла собой большой рынок и носила название Старобазарной площади.

 

Таким образом, до 1917 года основная архитектура Новониколаевска была представлена времянками, бараками, избами, казармами и купеческими домами. Несмотря на застроенный двухэтажными зданиями центр города, до революции будущая столица Сибири продолжала напоминать большую деревню.

 

 

Архитектура Новосибирска (Новониколаевска): дореволюционный период

Купеческие дома Новониколаевска

Квартальные и индивидуальные застройки: постреволюционный период

Первые многоквартирные дома Новосибирска

Типовая застройка, хрущевки

Первые советские жилмассивы

Архитектура Новосибирска после перестройки

 

 

Информация предоставлена главным хранителем фондов Музея истории архитектуры Сибири имени С. Н. Баландина  - Филоновым Сергеем Владимировичем.